Горная Ингушетия

Даты заездов:

30 октября — 02 ноября 2020 года,

06 — 09 ноября 2020 года, 13 — 16 ноября 2020 года.

Продолжительность тура: 2 дня / 1 ночь.

В этом тексте все орфографические и пунктуационные ошибки авторов (путешественников) сохранены.

Пятница

Выезд из г.Астрахани в 20:00.

Суббота

Прибытие в Республику Ингушетия на курорт Армхи. Завтракаем и на экскурсию в Эрзи.

Курорт Армхи — это красивый курорт Северного Кавказа, который расположен в горной Ингушетии, в заповедной зоне, где вы сможете увидеть всю красоту Кавказских гор, поесть только самые свежие и экологически чистые продукты, отведать блюда кавказской, национальной ингушской, русской, узбекской кухни. Гостиничный комплекс АРМХИ находится на территории курортного комплекса АРМХИ, построенного в 2012 году.

Башенный комплекс ЭРЗИ.

Башенные постройки ингушей представляют собой уникальное явление в мировой культуре. Позвольте мне воспользоваться высказыванием одного из известных кавказоведов Е.И. Крупнова, который замечательно выразился об ингушских башнях: «Ингушские боевые башни являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Ингушские башни для своего времени подлинным чудом человеческого гения».

Национальный ингушский обед (500 руб/чел за дополнительную плату по желанию).

А так же кулинарный мастер класс по изготовлению ингушских лепешек «Чапильгаш», чаепитие (за доп. плату 150 руб/чел).

Аул Эрзи в переводе означает «Орел». Предания гласят, что как-то жители аула Кербите пришли в лес. Они срубили дерево. И среди веток оказалось орлиное гнездо с птенцами. Как хорошее предзнаменование была воспринята такая находка, и на месте леса основали они аул Эрзи.

Нет точного времени строительства башенных комплексов горной Ингушетии. В селении Эрзи насчитывается девять боевых и двадцать две жилые башни. По периметру селения стоят боевые башни. Одна из них стоит у входа в аул. А жилые башни расположены между ними. Во всем этом мы видим типичные особенности вайнахского архитектурного стиля.

В горах часто бывают землетрясения, однако башенные постройки, несмотря на кажущуюся примитивность кладки стоят и до сих пор. Это зависит прежде всего от того, что башни построены, как правило, на скальных платформах и сланцах, лепестки которых выполняют роль гасительной ударной силы. В строительстве башен использовались в основном обыкновенные речные валуны и галька. Но при этом по углам были заложены массивные тесаные блоки. Вокруг камней искусно был заглажен глинисто-известковый раствор. Стены скреплены отдельными плоскими плитами. Башенные постройки не имеют фундамента. Они поставлены непосредственно на скальную или сланцевую основу — материк.

Прогуляемся до Ляжгинского водопада — один из крупнейших водопадов в горной Ингушетии, доступный для посещения круглогодично. Образован левым притоком реки Армхи — ручьем Ляжги (Лош–хи), протекающим в живописном Ляжгинском ущелье. Вода в ручье чистая, водится форель. Питающий речку ледник с горы Малчечкорт (3670м) придает воде голубоватый оттенок. Водопад и ручей особенно красивы днем в солнечную погоду, когда над водой из-за тысячи брызг появляется радуга.

Воскресенье

Красота природы — это просто не описать словами! Крышу сносит)

Вы когда-нибудь были в Исландии? Я нет! А хотите попасть? Я да) Но для этого нужно денег немерено, да и далеко это) По мнению знающих людей, у нас в России есть очаровательный уголок, в котором вы можете мысленно перенестись в эту изумрудную страну. Уголок находится в Ингушетии, на Цейлоамском перевале.

Начинается путь к перевалу за посёлком Ольгетти, который славится наличием улицы имени действующего президента. Да-да, у нас в России есть две улицы Путина — одна в Грозном (проспект), вторая как раз в Ольгетти. Вот так вот)

Буквально над Ольгетти находится башенный комплекс Эрзи. Но мы туда ходили вчера и сегодня туда не пойдём. Мы посетим другой башенный комплекс. По другую сторону перевала — Эгикал.

Итак, отправляемся в путь по перевалу. Но сначала скажу о горе, которая и даёт название нашей дороге.

В Ингушетии есть две высоких горы:

Шан — 4,5 километра

 Цейлоам (название пишут и слитно, и раздельно) — 3171 метр.

Вот он, красавец Цей-Лоам, устремил свои каменные пики в небеса!

Высота самого перевала гораздо ниже одноимённой горы — всего 2400 метров. На этой самой высокой точке, по которой проходит асфальтированная дорога, есть так называемая смотровая площадка, где часто останавливаются туристы. Конечно, она не оборудованная. Просто дороги в горах достаточно узкие, да ещё и серпантинные. А тут есть просторное место для остановки автомобилей.

Помимо красоты самого Цейлоама, здесь притягивает взоры красавец Казбек. Если вы попадёте в солнечный безоблачный день, то получите удовольствие от жемчужного блеска белоснежной вершины, выглядывающей из-за зелёных гор. Нам повезло, мы увидели эту красоту)

Как бы мне хотелось, чтобы из окон моего дома открывался такой вид. Эх, повезло некоторым ингушам)))

Итак, что имеем?

1. Сам Цейлоам офигенски красив.

2. При хорошей везучести можно увидеть Казбек (кто видел из Кисловодского курортного парка верхушку Эльбруса, тот может представить масштабы красоты)

Но плюсом ко всему об этой горе сложено несколько интересных легенд. А может, это вовсе и не легенды?!

ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ, женская

Вроде бы вполне реальные истории о весеннем праздновании женского праздника на вершине горы. Женщины в течении трёх дней пели, танцевали, праздновали вокруг священных камней на горе. Мужчины на этот праздник не допускались. Праздник был посвящён божеству Дяла.

ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ, мужская

Самого мудрого бога грома и молнии звали Села и жил он на вершине Цейлоама. Считалось, что Села разговаривает с людьми с помощью молний. Поэтому человек, погибший от молнии, сразу же становился местным божеством.

ЛЕГЕНДА ТРЕТЬЯ, неподтверждённая)

Тут всё очень спорно, но есть версия, что Прометея приковали именно к Цей-Лоаму. Хотя на эту роль претендуют и Казбек, и Арарат, и Эльбрус. В общем, с горами путаница. Неоспоримым остаётся факт — орёл клевал печень Прометея именно в горах Кавказа.

ЛЕГЕНДА ЧЕТВЁРТАЯ, мистическая

 Не знаю, насколько это правда, но некоторые люди утверждают, что гора обладает особой, колдовской, силой. Якобы она может не принимать некоторых людей, а другим же, напротив, придаёт сил.

Возможно, это и так. Лично мне отсюда очень не хотелось уезжать.

И всё-таки некая мистика в этих местах всё же есть, поскольку за несколько часов нашей экскурсии мы не встретили НИ ОДНОГО человека! Ни пешком, ни на автомобиле, не на вертолёте) Хотя кое-что всё же увидели. Коровьи лепёшки! Удивлению не было предела — откуда тут, в горах, где ни одного человека в округе, коровы завелись?!

Отфотографировав окрестности около смотровой площадки, отправляемся дальше по перевалу.

Буквально через несколько километров снова остановились около местечка, под которым подразумевалось кафе. И сразу же возник вопрос: ДЛЯ КОГО оно тут? Ни посёлочка рядом никакого, ни одиноких жилых строений. Просто одинокий мангал под нехитрым навесом среди безмолвных гор.

Хотя есть ароматное мясо с видом на Цейлоам… в тишине и одиночестве… это рай!

В этот рай любят съезжаться бэйсджамперы. А ещё регулярно совершаются восхождения на вершину. И даже уже лет проводится международный фестиваль по этому экстремальному виду спорта.

Здесь же и крольчата живут.

И снова взгляд обращается в сторону гор. А они прикрылись лёгкими облачками-покрывалами.

А потом вдруг начинают дышать, будто вулкан готовиться к извержению.

А какие там склоны! Будто бархатной бумагой покрытые.

И вот уже перевал позади.

Дорога была совсем не страшной. Честно говоря, лично я дорогу даже и не заметила… смотрела широко открытыми глазами на это природное чудо Ингушетии!

Красавец Цей-Лоам остался позади.

А впереди нас ждёт встреча с башенным комплексом Эгикал. Удивительное место! Жаль, что по указанию руководства страны эти башни целенаправленно взрывались.

Первый комплекс, который встретится на нашем пути, это Эгикал. Мы будем иметь возможность подойти вплотную к древним стенам, пощупать их и посмотреть вблизи. Эгикал — один из немногих отлично сохранившихся комплексов, поэтому турист здесь должен побывать обязательно.

Легенда повествует о том, что предком всех ингушей был Альберд (Эльберд). Пришел он из Грузии, о национальности ничего не сказано. У Альберда было три сына — Таргим, Хамхи и Эги. Каждый сын основал свой собственный башенный комплекс — небольшой городок и дал начало определенным ингушским родам. Эги как младший сын должен был остаться с отцом, но основал свой маленький городок, назвав его Эгикал — отчий дом. Перед вами фрагмент внутренней стены жилой башни — гьала. Большие отверстия — окошкт. Маленькие отверстия — вентиляция и крепеж. Посредине башни стояла толстая опора-жердь, которая была важным конструктивным элементом. Внутри гьала стояла печь для согрева в холодное время. Дрова — здесь есть деревья в округе, но жгли также сено и кизяк. Стены создавались без цемента. Никто не знает, благодаря чему эти камни держатся столько времени — есть башни, которые стоят едва ли не полторы тысячи лет.

Внутри вид таких городков поражает в еще большей степени. Здесь было все, необходимое для жизни. Один Эгикал включает в себя более сотни различных построек. Самые древние сегодня едва видны — древние камни лежат грудой под ногами. Башни разрушались и сами, однако больше разрушали их люди. Здесь были войны, сражения. Разрушали башни и по приказу советских властей, разрушали их и во время чеченских войн 1995-1999 года. Для некоторых объектов это обернулось полным исчезновением. Представьте, сколько людей размещалось только в одном Эгикале. А всего таких построек в разное время было около 1,5 тысяч. Это целая потерянная страна. Вот и сестра залюбовалась на фото и пошлепала вверх.

Здесь мы видим и могильники — они имеют много общего с образцами могильников в Даргавсе. Как и у боевых башен, крыша — сложная многоступенчатая. В таких склепах хоронили больных проказой и чумой людей. Их оставляли здесь до последнего вздоха. Еду чаще всего подавали на длинной палке. Лекарств от таких болезней тогда не знали. Ингуши очень длительное время — до середины 19 века придерживались языческих обрядов. Ислам как религия активно внедрялась уже в позднее время.

Поговорим о том, кто же все-таки был хозяевами башен, какой народ их строил. Ингушей в то время еще не было. Предки ингушей, чеченцев, карачаевцев, как оказывается, имеют много общего. Многие источники говорят о том, что еще до начала нашей эры эти места были заселены аланами. Сегодня ведутся споры о том, аланы — это предки какого народа? С большой степенью достоверности известно, что осетины-иронцы — это пришлый народ.  Дигорцы жили с давних пор, равно как и куртатинцы. Однако ученые говорят, что ближе всего к аланам оказываются ингуши, а не осетинцы. Вообще, это слово было общим для обозначения предков ингушей, чеченцев, карачаевцев и кабардинцев.

На боевых башнях вверху всегда есть особый знак — тамга. Тамга — значок мастера, показатель его качества. Это как значок бренда на вещах сегодня.

Аланы жили в этих местах с древних времен. Никто не знает, когда они заселились. Хотя нет — знают огромные камни и башни. Конец их владычеству положили войска хищных монголов под предводительством Тамерлана. Они разбили войска алан, разгромили башни, привели в упадок аланскую культуру. Те рассеялись не долгие века, покинув свою историческую Родину. Только спустя долгие века ингушские общины вернулись сюда — набравшись опыта, поскитавшись в странствиях. Одно время этими землями владели карачаевцы. Выбивать из этих земель ингушам пришлось силой и хитростью. Печально, что в 1944 году трагедия повторилась вновь. Ингушей с семьями всех выселили в Казахстан. В пору их отсутствия осетины забрали (или вернули, как они считают) Пригородный район. Сегодня ингуши с осетинами находятся далеко не в самых дружеских отношениях. Они ведут споры по поводу Пригородного района, по поводу того, чьими предками были аланы, чей язык древнее и т д. Если говорить о сходстве исторических памятников Ингушетии и Осетии, то есть сходства и отличия. Осетинские башни — не боевые и всегда одиночные. Они служили в основном точками контроля за тем, нет ли вражеских войск. Ингушские боевые башни имеют другую форму, они были способны выдерживать длительные осады. Башенные комплексы ингушей — это целый комплекс, небольшой город, снабженный всем необходимым.

А мы с вами продолжаем прогулку по горной Ингушетии. Казалось бы, после экскурсии по мёртвому башенному городу Эгикал Ингушские башни способны снести вашу «башню»! уже мало что может нас настолько удивить, как удивил этот город… Оставалось только расслабиться, и вновь любоваться чудесными окружающими пейзажами, переосмысливая увиденное…

Но наша следующая остановка на пути следования по Джейрахско-Ассинскому заповеднику Джейрахский заповедник -бриллиант «планеты Ингушетия» вновь заставила нас встрепенуться от просто созерцания местных красот. Мы подъехали к просторной поляне, на которой возвышался вот такой прямоугольный дом с покатой двускатной крышей, вновь сложенный из местных камней, похожих на те, из которых сложены башни. Впрочем, кладка несколько иная -камни разных калибров, уложенные с какой то хаотичностью и небрежностью -кое где выступающие, где то наоборот углублённые. Обычно, это указывает на многочисленные восстановления разных эпох -и это похоже на правду -ведь перед нами старейший, и можно сказать даже древнейший христианский храм на территории России, возможно и самый древний- Тхаба-Ерды.

К сожалению рассказать подробно о нём мы не сможем — в данном случае этого со всей определённостью не смог бы сделать никто -этот храм сплошная загадка как для ученых, и тем более для всех остальных. Все данные очень приблизительны и примерны. Например, смысл названия Тхаба-Ерды выдаёт три версии, и то расплывчатые, которыми ваши головы я забивать не буду. Время основания -6-8 -13 века нашей эры, доподлинно лишь известно, что первоначальный храм был совсем другим, это определили по фундаменту. Современный облик храм принял примерно с  14 века.

Самое удивительное, что в мусульманской Ингушетии, изобилующей мечетями, сохраняется вот такой островок православия. Такую же ситуацию мы наблюдали и в Грозном, когда узнали о единственной православной церкви Чечни -Михаила Архангела. Правда, та церковь «всего лишь» век 19-й. А эта -вон какая древность… Впрочем, не очень это и удивляет, потому как исламизация Ингушетии произошла только в 19 веке.

Ученые указывают на сходство этого храма с грузинскими и армянскими (только без купола), что даёт ещё одну версию, что храм Тхаба-Ерды построен выходцами из этих соседних стран. Во всяком случае в Грузии утверждают, что к постройке приложила руку сама царица Тамара.

Храм не действующий и вход в него перекрыт. Считаю, что в таком малолюдном месте это правильно- все мы знаем скверные привычки определённой части наших соотечественников:(… Впрочем, по большим праздникам богослужения здесь всё таки проводят -и впервые это в новейшее время произошло осенью 2012 года.

Ну и вокруг храма вновь можно до бесконечности любоваться просторами Ингушетии. Место и правда открытое всем ветрам…

Не будем рассыпаться в дальнейших восхищениях -вы и сами всё видите, насколько здесь красиво!

Нас ждёт ещё одна, не менее впечатляющая остановка, чем все остальные…

Вот так вывела нас кривая серпантинная, и уже давно не асфальтовая просёлочная дорога к ещё одному чудесному месту, которое вряд ли когда-то забудется… —к знаменитым башням Вовнушки, расположенные в живописном ущелье реки Гулой-хи. Хотя я до этого момента о них и слыхом не слыхивала, но определённой части населения России они точно должны быть знакомы…

В 2008 году проходил некий социальный конкурс, организованный несколькими СМИ-организациями, — «Семь чудес России», в котором комплекс Вовнушки стал финалистом. Честно говоря, я скептически отношусь к таким конкурсным проектам, поскольку не понимаю, кто посылает заявки, кто потом учитывает голоса и определяет победителей… Да и вообще, разве возможно вот так просто назначить главными чудесами России семь мест -их должно быть, по крайней мере, не менее 777 -настолько велика Россия и я уверена, что каждое красивое или памятно-историческое место достойно быть на первой строчке!

Итак, здесь снова будут ингушские башни -башни боевые, … и, как уже рассказывали о покинутом башенном городе Эгикал Ингушские башни способны снести вашу «башню»!, каждая башня или небольшая группа башен как правило принадлежала какому то определённому роду. Род их сначала возводил (не менее года, и надо было уложиться в этот срок), затем в них проживали многими поколениями, а при необходимости башни превращались из жилых в полубоевые. Ну, а боевые башни сразу задумывались как оплот обороны.

Боевых башен в этом месте всего три. Но они не обычные. Во первых, они венчают вершины двух высоких скал по обе стороны ущелья. То есть являются как бы их естественным продолжением… Такая выгодная дислокация имела и дозорный, и оповестительный, и оборонительный смысл. К тому же, в древности здесь проходил один из участков Великого Шёлкового пути, и этот «опорный пункт» выполнял роль сбора дани с проходящих караванов.

Точное время строительства, как и в случае с храмом Тхаба-Ерды Самый древний православный храм России? Вполне возможно!…l, не установлено. Но предположительно это были 15-17 века. Да и стройка велась не в одночасье, как сейчас, а поэтапно, занимая ввиду сложности таких работ довольно продолжительное время…

Конечно, любуясь на башни, я теперь точно могу сказать, что эти башни- настоящее чудо, одни из… Посмотрите, как во времена средневековья, в отсутствии современных строительных технологий и техники, люди смогли возвести такие башни на труднодоступных, практически отвесных скалах!… Виды башен завораживают ни на шутку, и вновь невольно представляешь себе здешние военные дела давно минувших дней…

Подняться ближе к башням не возбраняется, с каких то сторон есть козьи тропы, подбирающиеся ближе к их основанию…

Мы поднялись чуть ближе, чтобы сфотографировать, но не до самого верха, это было бы уже очень сложно, да и опасно, поскольку какой то окультуренной тропы нет… Но и отсюда всё прекрасно было видно. На одной скале стоит одна башня -на второй -две. Башни Вовнушки немного не типичные. В Эгикале боевая башня более скошенная кверху, и у неё треугольная «крыша». Здесь же наклон от основания к макушке небольшой, плоская крыша, как в жилых башнях, и наверху наблюдаются зубцы, как в средневековых замках. Есть сведения, что раньше башни соединялись между собой подвесным мостом. В каждой башне было по четыре этажа.

А ещё сохранились и фрагменты оборонительных стен, которые также были встроены в рельеф и являлись дополнительным оборонительным объектом.

Удивительно, что некоторые деревья и кустарники растут практически без грунта прямо на голой скале, создавая дополнительный живописный антураж и без того удивительному месту!…

Место, конечно, сказочное …

Стоимость тура: 4 900 руб/чел.

Детям до 5 лет без места, только проезд: 3 900 рублей

Детям до 12 лет на дополнительном месте: скидка 500 рублей

В стоимость входит: проезд на комфортабельном автобусе, проживание в гостинице в 2х местных номерах, один завтрак, канатная дорога, экскурсионное обслуживание по программе, страховка.

Дополнительно оплачиваются по желанию: мастер класс – 150р./чел., вход в заповедник в Ингушетии — 100р., бассейн – 250р./чел. Национальный обед – 500р./чел. Цены ориентировочные!

Взять с собой: документы (паспорт, св-во о рождении для детей), теплую одежду, дождевик, бутылку с водой, удобную спортивную обувь (никаких каблуков!)